Психокоррекция детей

Порой дети не слушаются, плохо учатся, имеют проблемы в общении со сверстниками и окружающими, ведут себя неуправляемо — не стоит впадать из-за этого в панику, обвинять ребенка или себя в произошедшем. Это стандартная ситуация, которая решается при помощи курса психокоррекции. 

Психокоррекция — это исправление элементов эмоционального состояния и поведения психически здорового человека. Психокоррекцией занимается психолог. Во время процедур он применяет мягкие методы, которые позволяют устранить расстройства, частично изменить модели мышления и поведения. 

Для чего проводится коррекция

Ключевая цель психокоррекции — помочь ребенку решить проблемы в поведении, мышлении, реагировании, которые осложняют жизнь ему и окружающим. В ходе психокоррекции формируется позитивное мышление, создаются условия для гармоничного и полноценного развития личности, раскрываются индивидуальные способности и потенциал. 

Как правило, за психокоррекцией обращаются в том случае, когда в поведении ребенка проявляются нарушения: гиперактивность, импульсивность, неконтролируемая злость, тревожность, зажатость, неуверенность в себе и т.д. Также нередко родители приводят детей к психологу из-за проблем с учебой: ребенок плохо запоминает материал, не может слушать учителя, мыслит алогично. 

Дети не в силах самостоятельно справиться с психологическими проблемами. Если родители вовремя не заметят тревожные проявления и не помогут избавиться от них, небольшие сложности в поведении перерастут в серьезные психические нарушения. 

Особенности психологической коррекции детей

Психокоррекция взрослых и детей крайне различается по своей специфике. В ситуации с ребенком отсутствует важнейший компонент — осознание проблемы и желание избавиться от нее. Большинство маленьких пациентов испытывает страх, гнев и отторжение, поэтому психологи уделяют большое количество времени установлению контакта, созданию доверительных отношений.

Особую сложность представляет работа с подростками. В этот возрастной период личность претерпевает наиболее сильные изменения и нередко может «закрываться» от посторонней помощи и воспринимать ее с крайним негативом. Подростковая психология стоит на стыке детской и взрослой, поэтом специалисту приходится балансировать на этой тонкой грани.  

Детская психокоррекция редко проводится обособленно. Чаще всего именно эмоциональная обстановка в семье становится причиной проблем в поведении ребенка. 

Ребенок в этой ситуации становится «громоотводом» — семейное эмоциональное напряжение прорывается в форме поведенческих, эмоциональных и психосоматических проблем. 

Таким образом, корректируя поведение и психологию одного лишь ребенка, невозможно достичь долгосрочных результатов. Если причина расстройств останется нетронутой, они проявятся вновь. Следовательно, необходимо вовлечение в процесс психокоррекции и родителей: изменять их поведение по отношению друг к другу и к ребенку.

Виды коррекции

Психологическая коррекция может проводиться с разными целями и быть ориентирована на решение различных проблем, отсюда и большое разнообразие ее видов:

  • Личностная коррекция проводится для формирования положительной Я-концепции: преодоления внутренних конфликтов, невротичности, низкой самооценки и прочих проблем личностной сферы.
  • Коррекция познавательной сферы преследует цели создания мотивации к обучению и развития интеллектуальных способностей.
  • Коррекция эмоциональной сферы подразумевает уменьшение зажатости и напряжения, формирует навыки эмоционального самоконтроля. 
  • Коррекция волевой сферы формирует целеполагание, мотивацию, осмысленность и рефлексивность поведения.
  • Коррекция поведения связана с осмыслением социальных ролей и социально одобряемых моделей поведения.
  • Коррекция учебной и игровой деятельности формирует положительную мотивацию, учит владению средствами и способами деятельности.
  • Коррекция отношений развивает социальный интеллект, эмпатию, решает внутренние и семейные конфликты. 
  • Коррекция умственных способностей развивает мышление, восприятие, память, внимание, речь и познавательную мотивацию.

Методы психокоррекции детей

В психологии существует огромное количество методов коррекции, однако лишь небольшая их часть подходит для работы с детьми:

  • Игротерапия — наиболее распространенный метод для работы с детьми. В процессе игры маленькие пациенты усваивают нормы поведения и реакции, осваивают новые виды деятельности, учатся находиться в социуме.
  • Арттерапия — коррекция через литературу, музыку, танец или художественное искусство. Подобные занятия способствуют самопознанию и гармонизации личности.
  • Поведенческие тренинги, в ходе которых психологи учат детей грамотно реагировать на проблемные ситуации, исполнять различные социальные роли, регулировать свое поведение в зависимости от обстоятельств.
  • Психогимнастика — метод психокоррекции, основанный на невербальном общении. В ходе подобных процедур ребенок учится понимать и выражать свои эмоции, рефлексировать и проявлять эмпатию.
  • Метод социальной терапии проводится совместно со взрослыми и сверстниками. Подобные занятия построены на признании и принятии, положительной оценке ребенка. 

Большинство занятий по детской психокоррекции проходят в легкой игровой форме — ребенок даже не осознает, что во время этих встреч происходит вмешательство в его поведенческие стереотипы, изменяются его самовосприятие и взгляды на мир. 

Этапы психологической коррекции

Пожалуй, каждый родитель перед тем, как привести своего ребенка к психологу задается вопросом: что там с ним будут делать? 

Психологическая коррекция детей, как правило, проходит по определенному алгоритму:

  1. Психолог собирает информацию о ребенке, его социальном окружении, поведении, важных обстоятельствах его жизни. Для этого он проводит беседы с родителями, самим пациентом — проводит ряд тестов.
  2. Когда психолог выявляет существующие проблемы, начинается процесс разработки индивидуальной программы проведения коррекции. Она включает в себя расписание занятий, список существующий проблем и планируемых изменений, рекомендации для родителей, определение содержания встреч и «домашней работы» ребенка. 
  3. Затем наступает установочный этап, во время которого психолог добивается снижения эмоционального напряжения, формирование доверительного контакта с пациентом и его родителями. Все это необходимо для того, чтобы дальнейшая работа по корректировке поведения достигла большей эффективности. 
  4. Непосредственно психологическая коррекция проходит всегда по уникальной программе. Психолог подбирает способы и методы взаимодействия, которые позволят решить существующие проблемы. Подобные занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Последний вариант выбирается в том случае, когда ребенку необходимо скорректировать социальное поведение. 
  5. Завершается процесс оценкой достигнутых результатов. При этом учитываются не только наблюдения психолога, но и отчеты родителей, его ближайшего окружения и, конечно, мнение самого ребенка. Глубокий анализ достигнутых результатов позволяет выявить необходимость проведения дополнительных занятий и закрепить полученный результат. 

Грамотный психолог согласовывает все свои действия с родителями пациента — предоставляет им план и примерное содержание занятий. Вы всегда будете знать, над чем в данный момент происходит работа и какие методы применяет специалист. 

Порой в поведении детей наблюдаются небольшие отклонения: они замыкаются в себе, плохо учатся, не общаются со сверстниками, проявляют излишнюю эмоциональность и т.д. В такой ситуации не стоит ругаться, навязывать свою точку зрения или закрывать на это глаза. Правильней будет обратиться за помощью к психологу.

Специалист может выявить причины возникших проблем и вовремя их устранить. Своевременно проведенная психокоррекция позволит вашему ребенку преодолеть трудности, вырасти здоровым и счастливым.

112

Похожие статьи