Методы психокоррекции

Даже здоровая личность может иметь некоторые недостатки поведения и эмоционального состояния. Чтобы их устранить, проводится психокоррекция. Работу над психологическим состоянием человека выполняет психолог, который подбирает подходящие методы. Какие? Попробуем разобраться. 

Игротерапия

При помощи контролируемой игры корректируется поведение и психологическое состояние не только детей, но и взрослых. В основе этой методики лежит признание того, что игра оказывает сильное эмоциональное и опытное воздействие, которое влияет на состояние личности. 

В современной психокоррекции могут проводиться различные виды игротерапии:

  • Взрослая игра в рамках групповой терапии для создания более близких отношений между участниками группы;
  • Игра между взрослым и ребенком позволяет решить конфликтные ситуации, скорректировать поведение родителей и детей благодаря положительному эмоциональному контакту;
  • Детская игра позволяет скорректировать развитие ребенка, решить ряд психологических проблем.

Игра снимает напряжение, тревогу, страх осуждения окружающих, повышает самооценку и позволяет проверить свои силы в нестандартных ситуациях. Также нередко в процессе игры проявляются подавляемые негативные эмоции и проблемы, которые необходимо корректировать. 

Психологический эффект игры проявляется в двуплановом характере: играющий одновременно выполняет реальные физические действия, но при этом определенные аспекты деятельности носят условный характер. 

Сегодня в практике психокоррекции встречаются и краткосрочные и долгосрочные игровые терапии, а также игры, проводимые в группе людей или индивидуально. Психолог подбирает вид игры и основную тему, распределяет роли в зависимости от конкретной ситуации. 

Арттерапия

Арттерапия — это специальная форма психологии, основанная на искусстве и творческой деятельности. Основная идея подобной психокоррекции заключается в самовыражении и самопознании, которые приводят к гармонизации личности. 

Так, важнейшая технология арттерапии — техника активного воображения — позволяет сформировать и выразить бессознательное «Я», чтобы затем привести его к гармонии с сознательным. 

Музыкотерапия

Инструментом арттерапии может выступать музыка, а именно, ее прослушивание или создание. Также нередко музыкотерапия выступает в роли сопровождения прочих коррекционных методов для повышения эффективности воздействия. 

Музицирование позволяет корректировать эмоциональные отклонения, выявить и устранить страхи, вылечить двигательные и речевые расстройства, психосоматические заболевания, отклонения в поведении и коммуникативные сложности. 

Библиотерапия

Библиотерапия или коррекция через чтение заключается в воздействии на психику человека с помощью специально подобранной литературы. Подобная терапия может быть направлена на изменение неприемлемых свойств личности или для уравновешивания нормальных. 

Коррекция при помощи книг проводится следующим образом: психолог выбирает специальную литературу, пациент читает ее, а в процессе у него возникают определенные образы, связанные с ними чувства, желания, мысли. В результате недостаток собственных ощущений восполняется, положительные мысли заменяют тревожные, либо направляют их в нужное русло. Восстанавливается душевное равновесие. 

Танцевальная терапия

Терапия при помощи танца позволяет укрепить осознание собственного тела, создать позитивный образ, развить навыки общения, понимания чувств. 

Основа подобной коррекции — осуществление спонтанных танцевальных движений, через которые выражается психологическое состояние личности. Так, при любых эмоциональных сдвигах меняется не только физическое и моральное самочувствие, но и характер действий. Танцевальная терапия позволяет выразить эти изменения, а затем и скорректировать. 

Терапия через рисунок

Рисование — творческий акт, который позволяет выразить чувства, мысли, эмоции, при этом освободившись от них. 

В процессе рисования задействуются оба полушария: работа правого полушария выражается в конкретно-образном мышлении, работа левого — в абстрактно-логическом. Это позволяет достичь межполушарного взаимодействия и координации. 

Управляя тематикой рисунков, психологи добиваются переключения внимания пациентов, концентрируют его мышление вокруг других объектов. 

Сочинение историй

Сочинение историй активно используется психологами для оживления чувств клиента, вербализации образов и ассоциаций. В процессе сочинения внутреннее переживание и дискомфорт выражаются в конкретных образах. Подобная вербализация внутреннего состояния позволяет избавиться от дискомфорта и достичь гармонии между бессознательным и сознательным.

Также в процессе написания истории воображение используется пациентом в созидательной форме, а не в виде грез, фантазий. Это позволяет визуализировать их и осознать. 

В данном методе психокоррекции используется написание рассказов, сочинений, ведение дневников — эти способы постепенно позволяют решать внутренние конфликты клиента. 

Психогимнастика

Психогимнастика — это метод коррекции, при котором участники изъясняются без помощи слов. Этот метод позволяет обратить внимание на «язык тела», сформировать пространственно-временные характеристики общения. В результате происходит развитие и коррекция познавательной и эмоционально-личностных сфер психики человека. 

«Жетонный» метод

Метод психокоррекции с использованием жетонов позволяет закреплять желаемое поведение путем условного подкрепления. 

Для реализации данного метода необходимы специальные условия с возможностью строгого внешнего контроля. Психолог должен знать о каждом поступке пациента, чтобы иметь возможность незамедлительно отреагировать на него. 

Процесс коррекции проходит следующим образом: психолог устанавливает «правила игры» — оговаривает положительные и отрицательные действия. За совершение положительных поступков пациент получает жетоны, а за проступки он их лишается. Размер вознаграждения и наказания соответствуют «весу» совершенного поступка. На накопленные жетоны пациент может получать определенные привилегии — какие-либо материальные блага. 

Подобная методика крайне сложна с точки зрения организации, однако высокоэффективная при необходимости формирования социально одобряемого поведения индивида. 

Имаго-метод

Имаго-метод психологической коррекции направлен на обучение правильным реакциям в стрессовых ситуациях и расширение коммуникативных возможностей.

В ходе коррекции пациенту предлагается ежедневно в течение небольшого промежутка времени воспроизводить образ своего желанного «Я», к которому пациент стремится. Постепенно продолжительность подобных погружений увеличивается, а желанный образ становится поведенческим стереотипом.  

Имаго-метод позволяет сформировать динамический образ самого себя, тем самым скорректировав нежеланные аспекты поведения. 

Психодрама

Психодрама — метод групповой коррекции, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются условия для свободного выражения чувств и переживаний. 

Организация психодрамы проводится следующим образом: главному участнику игры предлагается определенная роль, содержание которой основано на его проблемах. Пациент с помощью ведущего и группы помощников воспроизводит значимые для него ситуации. При этом сцены разыгрываются максимально реалистично, а действие строится таким образом, чтобы способствовать проявлению проблемы. 

В ходе игры пациент учится свободно выражать свои мысли и эмоции, познает себя. Также психодрама позволяет найти эффективные пути решения психологических проблем. 

Авторские методики

Помимо основных методик в психокоррекции используется большое количество авторских методов, разработанных учеными и психологами. 

Метод свободных ассоциаций З. Фрейда

Данный метод используется для коррекции нервных психических состояний детей и взрослых. Он основан на делении личности на 3 уровня: «Я», «Оно» и «Сверх-Я». 

З. Фрейд исходил из гипотезы, что все нервные и психические расстройства обусловлены конфликтами между определенными уровнями личности: это конфликты между безусловным «хочу» нашего подсознания; реальностью, осознаваемой нашим «Я»; и моральными и нравственными ограничениями, исходящими от «Сверх-Я». 

Методика свободных ассоциаций позволяет выявить это конфликты и скорректировать поведение пациента, избавить его от нервного состояния. 

Коммуникативные техники К. Роджерса

Данный метод направлен на работу с пациентами, испытывающими трудности в общении: неуверенность, застенчивость, неумение взаимодействовать с окружающими. 

В работе психолог применяет различные техники:

  • молчание, в ходе которого личность может осмыслить свои проблемы;
  • эмпатическое слушание, в ходе которого клиент получает обратную связь от психолога только в виде вербального или невербального согласия;
  • объяснение и интерпретация — толкования смысла действий;
  • самораскрытие — анализ переживаний клиента;
  • конфронтация — обличение противоречий и их анализ;
  • подведение итогов.

В ходе использования коммуникативных техник психолог не навязывает клиенту собственное толкование проблемы и не предлагает решение, но подводит его к самостоятельному осознанию, принятию и решению. 

Биоэнергетика В. Райха и А. Лоуена

Эта техника направлена на эмоциональное раскрепощение. Она основана на признании ключевой роль тела в формировании личности человека.

Так, когда человек находится в стрессе или испытывает отрицательные эмоции, он испытывает сильное мышечное напряжение — создает, так называемый «панцирь». Личность может годами пребывать под подобной защитой. Чтобы вернуть психологическое равновесие, необходимо расслабить напряженные части тела, вынудить человека открыться миру. Для этого проводят различные виды тренировок и растяжек тела.

Также в ходе психокоррекции по методу биоэнергетики может проводиться тренировка дыхания или эмоционального раскрепощения, в ходе которой пациент кричит, плачет, бьет предметы и т.д. 

В ходе подобных упражнений происходит раскрытие заблокированных чувств, высвобождение энергии тела и достижение гармонии психики и тела. 

Психокоррекция оперирует огромным количеством методов, разобраться в которых без глубокого погружения в теории психологии просто невозможно. Выбор и применение методов, форм и способов работы должно быть согласовано с возрастными и индивидуальными особенностями, характером имеющихся проблем. Именно поэтому подобная работа должна проводиться психологом. 

243

Похожие статьи